Суббота, 16.12.2017    

Вы вошли как: Гость|Ваш IP:107.20.120.65| Группа "Гости" Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » Ямал

Приоритеты и меры господдержки

В рамках данной задачи необходимо рассмотреть возможности формирования единого подхода по опережающему долгосрочному развитию энергетической инфраструктуры, основанного на принципах последовательности, обоснованности и предсказуемости государственного регулирования, в рамках действующих документов стратегического и территориального планирования. Также существует необходимость разработки на федеральном уровне дорожной карты по обеспечению синхронизации корректировки документов стратегического планирования России (стратегии, генеральные схемы, схемы и программы развития, государственные программы) федеральных округов, субъектов страны.


По материалам совместного заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ, декабрь 2015 г., Санкт-Петербург


Инфраструктурные проекты


Приоритетные инфраструктурные проекты, меры государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов в Арктической зоне в сфере энергетики. В рамках данной задачи следует рассмотреть возможности по определению комплекса мер стимулирования инвестиционной деятельности и государственной поддержки субъектов энергетики, в том числе в виде предоставления государственных гарантий, льгот по налогам на имущество и прибыль. Привлечение банков с государственным участием для обеспечения доступных кредитных средств.


Опережающее развитие электроэнергетики в рамках проекта «Северный транзит». Промышленное освоение месторождений северных территорий имеет принципиальное значение для обеспечения роста экономики Российской Федерации. В Ямало-Ненецком автономном округе ежегодно производится 23,7% мировой и 90% общероссийской добычи газа. Району отводится ключевая роль в «Энергетической стратегии России», в соответствии с которой ставится цель к 2020 г. выйти на уровень производства 700-750 млрд м3 газа в год. Из этого объёма 650 млрд м3 ежегодно будет добываться на территории округа, рабочей группы по развитию электроэнергетического комплекса на территории Арктической зоны РФ.
Будучи крупнейшим центром российской наземной нефтегазодобычи, Ямало-Ненецкий автономный округ будет играть важную роль в освоении нефтегазовых месторождений арктического шельфа. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость радикального повышения транспортной доступности региона и, следовательно, формирования современной транспортной и энергетической инфраструктуры центральной части Арктической зоны.
Первым этапом данной стратегии является подключение Салехардского энергоузла к Тюменской энергосистеме посредством строительства ВЛ 220 кВ Надым – Салехард с ПС 220/110/6 кВ Салехард (далее ВЛ Салехард – Надым) и электростанции ТЭС «Полярная».
Для развития Салехардского энергоузла в дальнейшей перспективе до 2020 года, при строительстве мостового перехода через реку Обь, планируется присоединение изолированных энергосистем города Лабытнанги и пгт. Харп Приуральского района.
Дальнейшее промышленное ос-воение территории Ямало-Ненецкого автономного округа в перспективе повлечёт рост электрической нагрузки и повышение требований к надёжности электроснабжения. В концепцию опережающего развития энергетической инфраструктуры Арктики вписывается реализация проекта по формированию «Северного транзита», в который войдут энергоузлы Воркуты, Салехарда, порта Сабетта, Норильска и Нягани.

Реализация проекта по образованию «Северного транзита» позволит:
• создать предпосылки для социально-экономического развития УрФО и Российской Федерации в целом;
• создать условия для эффективного освоения нефтегазовых месторождений Тамбейской зоны, Арктического шельфа, а также рудных месторождений;
• использовать порт Сабетта как ключевой логистический центр Северного морского пути;
• сократить плечо северного завоза на Таймыр, в Республику Саха (Якутия) и на Чукотку примерно на 500 км;
• сформировать стратегически важный мультимодальный транспортный полигон «Северный морской путь – меридиональный выход от порта Сабетта – Северный широтный ход – Транссиб»;
• обеспечить военное присутствие в Западном секторе Арктики.


Таким образом, необходимо обеспечить электроэнергией прирост объёмов производства, добычи полезных ископаемых, привлечение трудовых ресурсов, а как следствие, электрификацию населённых пунктов и основных железнодорожных линий, протяжённость которых превышает 4000 км, в том числе Свердловской и Северной железных дорог, железной дороги Обская – Бованенково с последующей перспективой строительства ж/д линии до морского порта Сабетта с целью обеспечения перевозки более 60 млн тонн грузов Северным морским путём и разгрузки Транссибирской магистрали, Северного широтного хода, строительства меридионального хода Полуночное – Обская.
Перспективные объёмы потребления в рамках развития «Северного транзита» превысят 600 МВт, в т.ч. электрификация железнодорожных линий – 375 МВт.


Строительство и реконструкция объектов генерации электрической энергии. В целом максимальные нагрузки централизованного сектора электроснабжения за 2014 год составили 1511 МВт, из них: Ноябрьский энергорайон – 1165 МВт, Северный энергорайон – 346 МВт. В максимум нагрузок объектами генерации автономного округа было обеспечено 745 МВт, что составило 49,3% от общей нагрузки. ЯНАО продолжает оставаться энергодефицитным регионом, а с учётом перспективных нагрузок в размере порядка 600 МВт (электрификация транспортных магистралей и месторождений полезных ископаемых Урала) целесообразно в обозримой перспективе рассматривать строительство следующих генерирующих объектов:


ТЭС «Полярная». При реализации данной системообразующей электрической связи в рамках проекта «Северный транзит» месторасположение ТЭС «Полярная» мощностью 268 МВт (с возможностью расширения до 500 МВт) в городе Салехарде является наиболее оптимальным для обеспечения необходимых перетоков в энергосистеме и обеспечения надёжности потребителей в условиях Арктической зоны.
При вводе в эксплуатацию ТЭС «Полярная» покрытие существующих электрических нагрузок собственной генерацией в автономном округе составит порядка 65%.


Расширение Ноябрьской парогазовой электростанции до 180 МВт. В Ноябрьске в среднесрочной перспективе планируется расширение городской парогазовой электростанции путём строительства третьего энергоблока мощностью 60 МВт. На данный момент реализация мероприятия находится на стадии рассмотрения и разработки предварительных вариантов технических решений и технико-экономических обоснований, в том числе в связи с определением механизма возврата инвестиций.


Строительство электростанции в районе ПС Тарко-Сале 1200 МВт. Строительство электростанции предусмотрено Генеральной схемой размещения объектов энергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2008 г. №215-р. В 2008 году по объекту были выполнены стадия проектных работ и инженерные изыскания, строительно-монтажные работы не осуществлялись.
При вводе в эксплуатацию ПГУ Тарко-Сале 1200 МВт обеспечивается покрытие электрических нагрузок в Ноябрьском энергорайоне. Реализация проекта обеспечит полную энергонезависимость Ямало-Ненецкого автономного округа, а в перспективе электроснабжение Арктической зоны РФ.


Развитие системы обращения с отходами


Установленная на федеральном уровне политика по созданию региональных систем по обращению с отходами потребления реализовывается в автономном округе с 2012 года. Здесь на 48 городских округов и поселений (количество населённых пунктов на 01.10.2015 – 85) приходится всего 11 полигонов, 22 санкционированные свалки и 19 несанкционированных свалок.
На сегодняшний день в автономном округе ведётся работа по корректировке комплексной схемы обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами на период 2015-2020 годов, утверждённой постановлением правительства автономного округа от 26.11.2014 № 968-П (подготовка дополнительных разделов, в том числе картографических с нанесением данных о нахождении источников образования отходов, о количестве образования отходов, местах сбора и накопления отходов, а также нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов). Новая редакция территориальной схемы будет утверждена после утверждения Правительством РФ требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами.
Основной проблемой в сфере обращения с отходами на территории автономного округа остаётся отсутствие в необходимом количестве законных объектов размещения отходов на подконтрольных муниципальным образованиям территориях. Сдерживающим фактором решения существующих проблем в части обращения с отходами является недостаточность или отсутствие необходимых финансовых средств в окружном бюджете и бюджетах муниципальных образований, практически полное отсутствие инициативы со стороны представителей бизнеса вкладывать финансовые ресурсы в сферу обращения с отходами.
С 2016 года региональная политика в области обращения с отходами будет направлена на исполнение новых полномочий, установленных Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ», в том числе на:


• разработку и утверждение региональной и межмуниципальных программ и проектов в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами;
• разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами;
• разработку и утверждение нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов в порядке, установленном Правительством РФ;
• разработку и утверждение порядка сбора твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории автономного округа;
• организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов;
• регулирование деятельности региональных операторов, в том числе организацию конкурсного отбора регионального оператора в порядке, установленном Правительством РФ;
• разработку и утверждение нормативных правовых актов, устанавливающих содержание и порядок заключения соглашения с региональным оператором, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твёрдых коммунальных отходов.


Инвестиционные проекты


Реализация инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры для обслуживания Арктической зоны страны, в том числе портовой, железнодорожной, аэропортовой и дорожной инфраструктуры. В рамках данной задачи предполагается достижение целей:
– координация деятельности органов государственной власти при реализации государственной транспортной политики в Арктической зоне РФ;
– обеспечение системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций с использованием механизмов государственно-частного партнёрства при реализации ключевых инвестиционных проектов АЗРФ;
– обсуждение существующих проблем формирования транспортной инфраструктуры в АЗРФ при реализации инфраструктурных проектов автономного округа:
• создание железнодорожных линий в районах нового освоения на севере страны (Северный широтный ход, Бованенково – Сабетта);


• развитие морского порта Сабетта;
• развитие аэропортов и региональных авиаперевозок;
• строительство сети автомобильных дорог.


Транспортная безопасность


Повышение уровня общественной безопасности на территориях вахтовых поселений, расположенных в Арктической зоне страны. Защита национальных интересов страны и Арктического региона, в частности, требует модернизации действующей системы обеспечения безопасности региона. Принимая во внимание участившиеся факты попыток совершения террористических актов в стране, в настоящее время существует необходимость в усилении комплексной защищённости объектов, критически важных для национальной экономики государства, расположенных на территории Арктики. Возможности существующих подразделений служб безопасности предприятий топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) не позволяют в полной мере решать вопросы по антитеррористической защищённости охраняемых объектов.
В настоящее время с учётом значительной протяжённости железных дорог, используемых при осуществлении перевозок работников и грузов к производственным площадкам добычи нефти и газа, в связи с реформированием органов внутренних дел отмечается снижение уровня безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.
Кроме того, нормативная неопределённость несения сотрудниками полиции службы по схеме вахтового режима работы не позволяет в полной мере обеспечить надлежащий уровень общественной безопасности на объектах ТЭК, имеющих стратегическое значение для экономики страны.
Для обеспечения правопорядка и противодействия преступности, а также контроля за состоянием антитеррористической защищённости стратегически важных объектов транспортной инфраструктуры ТЭК необходимо создание на территории морского порта и международного аэропорта Сабетта подразделений органов внутренних дел.
Учитывая изложенное, целесообразно рассмотреть возможность создания постоянно действующих территориальных подразделений органов внутренних дел для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка на объектах ТЭК, объектах транспорта и обеспечения контроля при осуществлении железнодорожных перевозок на Бованенковское и Южно-Тамбейское месторождения, что позволит также создать условия для гарантий инвестиций, направляемых на развитие АЗРФ, в том числе и автономного округа.


Единый научный центр


Создание единого научного информационно-аналитического центра на базе Российского центра освоения Арктики. Результаты научных исследований, которые могли бы быть использованы в прикладных целях, хранятся в разных научных организациях, и оперативно получить полную информацию как о перечне научно-исследовательских работ, так и о их результатах затруднительно, что создаёт информационный вакуум или ведёт к дублированию усилий и расходов на организацию научных исследований. В настоящий момент нет единого ресурса, который мог бы обобщить информацию о проведённых и проводимых научных исследованиях по арктической тематике организациями и учреждениями различной ведомственной принадлежности. У многих потенциальных потребителей результатов научной деятельности нет чёткого представления о том, куда необходимо обратиться за получением результатов научных исследований для обоснования принимаемых управленческих решений.
Кроме того, с учётом требований Гражданского кодекса РФ результаты интеллектуальной деятельности подлежат правовой охране, и не каждая научная организация готова их передать третьим лицам, что также вызывает определённые сложности.
Решение данной проблемы возможно путём создания на базе некоммерческого партнёрства «Российский центр освоения Арктики»*1 единого научного информационно-аналитического центра, который позволит обеспечить функционирование единого информационного ресурса для хранения и использования результатов научных исследований государственной комиссией по вопросам развития Арктики, органами государственной власти, органами местного самоуправления. Для обеспечения деятельности информационно-аналитического центра возможно привлечь наиболее квалифицированных экспертов в различных отраслях научных знаний, обеспечивающих обобщение и системный анализ данных, а также подготовку аналитических справок для принятия управленческих решений по различным вопросам и разработки документов стратегического планирования. Создание информационно-аналитического центра позволит не только систематизировать накопленные научные знания об Арктике, но и эффективно их использовать в управленческой деятельности.

1. Работа по созданию Российского центра освоения Арктики была осуществлена правительством Ямало-Ненецкого автономного округа при поддержке Совета безопасности Российской Федерации в соответствии с решением президента Российской Федерации В.В. Путина. Участие в создании Российского центра освоения Арктики также приняли ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт», ФГБУ «Институт криосферы Земли Сибирского отделения Российской академии наук», ФГБУН «Институт проблем нефти и газа Российской академии наук», ФГБУН ВПО «Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина», другие научные центры и организации.

 

Исправлено грамматических ошибок - 38



Источник: http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=62909
Категория: Ямал | Добавил: Фомичёв (04.05.2017)
Просмотров: 63 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]