Суббота, 16.12.2017    

Вы вошли как: Гость|Ваш IP:107.20.120.65| Группа "Гости" Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » Ямал

Загрязнять природу должно быть невыгодно и очень дорого

На выездном заседании комитета окружного парламента по промышленности, природопользованию и экологии, которое состоялось 18 апреля в Ноябрьске, шёл разговор на тему «Безотходное производство и потребление как условие экологической безопасности в Ямало-Ненецком автономном округе». В нём приняли участие депутаты окружного парламента, представители исполнительных органов власти и местного самоуправления, контрольных ведомств в сфере природопользования, предприятий ТЭКа, научного сообщества и общественности.

ПЕРЕХОДИМ НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Участники отметили актуальность темы для арктического региона. Ежегодно на территории округа образуется свыше 600 000 тонн отходов, в структуре которых около 10 % составляют отходы ЖКХ, примерно столько же — строительства и 75–80 % — отходы предприятий добывающей промышленности. Причём используется и обезвреживается немногим более половины из них. Кроме того, проблемой наших широт является не только длительность процесса разложения отходов из-за низких среднегодовых температур, но и отсутствие в необходимых объёмах плодородных грунтов для послойной изоляции отходов. Эти факторы значительно увеличивают стоимость строительства и эксплуатации полигонов, соответствующих экологическим требованиям, особенно в малонаселённых и труднодоступных населённых пунктах. Но даже в крупных городах объектов для размещения отходов катастрофически не хватает.

В основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года предполагается переход на раздельный сбор отходов, применение жёстких санкций за ненадлежащую утилизацию, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке. На Ямале первым важным шагом при переходе к новой системе обращения с отходами стало утверждение территориальной схемы обращения с отходами на 2016–2025 годы.

Как рассказал заместитель губернатора автономного округа, директор департамента государственного жилищного надзора автономного округа Сергей Карасёв, Ямал один из немногих регионов в стране разработал данную схему в установленные сроки — до сентября 2016 года. «Следующим этапом реализации реформы станет выбор регионального оператора, отвечающего за всю технологическую цепочку обращения с отходами: от контейнерной площадки до полигона», — отметил руководитель ведомства, сообщив, что его конкурсный отбор должен быть завершён не позднее 1 января 2019 года.

По информации руководителя управления Росприроднадзора по Ямалу Сергея Попова, в государственный реестр объектов размещения отходов внесено 154 объекта, из них 18 полигонов твёрдых бытовых отходов, 6 полигонов промышленных отходов, 12 — твёрдых бытовых и промышленных отходов и 118 шламовых амбаров.

«При этом полигоны, соответствующие установленным требованиям, имеют только четыре муниципалитета. На территории округа находятся 49 свалок, расположенных в насёленных пунктах и использу­емых для размещения ТБО. Все они были организованы много лет назад, не соответствуют экологическим, санитарным и противопожарным нормам. Кроме того, в ходе рейдовых проверок выявлено 126 несанкционированных свалок. Принимаемые управлением меры пресекательного характера не способствуют существенному решению проблемы, поскольку основная причина их возникновения — отсутствие законных объектов размещения отходов», — подчеркнул Сергей Попов.

Существует также проблема формирования регионального кадастра отходов производства и потреб­ления. Так, например, сегодня в регионе для нужд предприятий ТЭКа используется 33 полигона, которые подлежат федеральному экологическому надзору. А это значит, что необходимо вносить изменения в федеральное законодательство, которые расширили бы права на получение информации субъектами Российской Федерации и обязали все организации, образующие отходы производства и потребления, предоставлять информацию уполномоченным органам исполнительной власти региона.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Очень много возникает вопросов экономического характера. Депутаты сходятся во мнении, что затраты на ликвидацию отходов не должны ложиться на плечи потребителей. «Владельцем мусора является гражданин, соответственно, расходы, связанные с ликвидацией вреда, который наносится отходами, вполне логично возложить на гражданина. Но при этом деятельность, связанная с переработкой мусора, — это бизнес. И оплачивать её граждане не должны», — подчеркнул Сергей Карасёв.

«На первоначальном этапе надо всесторонне рассмотреть и отбалансировать с точки зрения экономических подходов интересы населения, бизнеса, власти. Особенно важно помочь гражданам разобраться в структуре затрат на утилизацию отходов и обосновать их, всё должно быть прозрачно. В период роста особенно важно поддержать и инновационные предприятия», — отметил председатель комитета окружного парламента по экономической политике, бюджету и финансам Виктор Казарин.

Безусловно, такие предприятия должны отвечать всем экологическим требованиям. Глава окру­жного департамента по науке и инновациям Алексей Титовский считает, что модернизации требует действующая система экологического мониторинга, которая не предполагает использования результатов натурных наблюдений: «А это существенно снижает её научную ценность. Вопрос разрешения строительства объектов захоронения отходов в арктической зоне должен решаться с учётом заключений научных учреждений, основанных на результатах прикладных исследований об их влиянии на экологическое состояние почвы, атмосферы, водных объектов».

Также, по мнению главы ведомства, необходимо расширить сеть гидрометеорологических пунктов, особенно по наблюдению за атмосферным воздухом. На сегодняшний день в округе действует всего один такой пост. Расположен он в Салехарде и принадлежит Росгидромету. Алексей Титовский подчеркнул: «Требуется ещё как минимум три поста, расположенных в разных природных зонах и в непосредственной близости от нефтегазовых объектов. В первую очередь в муниципалитетах с наличием негативных техногенных факторов — в Пуровском и Надымском районах, где сосредоточен наибольший объём промышленного производства, а также в городах Новый Уренгой и Ноябрьск».

Опытом решения проблем в сфере обращения с отходами поделились представители городов Губкинский, Муравленко, Новый Уренгой, а также Надымского и Пуровского районов. Например, заместитель главы администрации Надымского района Алексей Белокопытов рассказал об экспериментальной работе мусоросортировочного комплекса для твёрдых бытовых отходов производительностью 50 тысяч тонн в год. На комплекс поступают макулатура, цветные металлы (алюминиевая банка). Поступающие полимерные отходы направляются на завод по глубокой переработке вторичных полимеров в г. Ноябрьск, с работой которого накануне ознакомились участники выездного заседания.

НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ

В свою очередь глава г. Ноябрьска Алексей Романов подчеркнул масштаб обсуждаемого вопроса, отметив, что участникам удалось затронуть все уровни проблем: «Ряд вопросов необходимо решать на уровне региональных законодателей, и если часть из них невозможно решить на уровне субъекта, то мы понимаем, что Законодательное собрание будет выходить на уровень Федерации. Раз собственник, который производит мусор, сегодня должен платить, то у него возникает вполне резонный вопрос — кому и сколько. И человек должен чётко понимать, что платит только за себя, и знать, за что именно. Например, чтобы деньги, заложенные в общем тарифе, позволяли содержать полигоны надлежащим образом. Раньше мы планировали это содержание, исходя из наших финансовых возможностей, а не объёмов. Но на деле фактические объёмы ТБО гораздо больше».

Подводя итоги обсуждения, председатель профильного комитета Дмитрий Жаромских особо отметил, что на этот раз удалось собрать за одним столом абсолютно разных участников такого сложного процесса, как обращение с отходами. «У каждого была возможность высказаться и заявить о своих проб­лемах. Для решения многих вопросов в этой области нужны не только финансы. Я считаю, что нам пора вводить жёсткие санкции для недобросовестных отходообразователей. Загрязнять природу должно быть невыгодно и очень дорого. Мы будем вносить необходимые изменения в действующее законодательство. Нужны своевременные решения. Отрадно, что органы местного самоуправления не стоят на месте. Тема сложная, трудная, но дорогу осилит идущий. Начать нужно с себя, с воспитания детей, молодёжи, просвещения граждан. Совместно с общественниками, образовательными учреждениями мы продолжим эту работу», — подчеркнул Дмитрий Жаромских.

КОГДА ОТХОДЫ — ТОЖЕ ТОВАР

Накануне выездного заседания парламентарии посетили полигон промышленных отходов Спорышевского месторождения. Недропользователем Спорышевского месторождения является ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». Месторождение открыто в 1993 году, введено в разработку в 1996 году. В процессе освоения и эксплуатации на территории нефтепромысловых объектов месторождения формируются несколько типов производственных отходов, содержащих компоненты нефти. Депутаты ознакомились с одним из способов их утилизации.

Как рассказал генеральный директор ОАО «Газпромнефть-Ноябрьск­нефтегаз» заместитель председателя комитета по промышленности, природопользованию и экологии Павел Крюков, на полигон вывозятся нефтеотходы, которые с помощью специальной установки перерабатываются в строительный материал. «Нефтезагрязнённый грунт в установке обжигается высокой температурой, нефть выжигается, и на выходе мы получаем песок, который можно использовать в строительных целях: для ремонта дорог, отсыпки площадок, внутренних нужд при обустройстве месторождений и т. п.», — пояснил он.

Контроль качества утилизации таких отходов осуществляется круг­лосуточно. Получаемый песок не содержит вредных химичес­ких элементов и грязи и относится к 5-му классу опасности — то есть не­опасных материалов. Мощность установки, которая, кстати, является российской разработкой, составляет 45 куб. м в смену.

Вторым пунктом посещения стал недавно открытый в городе мусороперерабатывающий завод. Предприятие является инвестиционным проектом со 100-процентным участием ООО «Инновационные технологии» и представляет собой линию по глубокой переработке вторичных полимеров производительностью более 300 тонн в месяц. Продукцией производства по переработке полимерных отходов является гранулят (гранулы полиэтилена высокого и низкого давления), гранулы полипропилена.

Как рассказал генеральный директор предприятия Сергей Шевченко, завод отвечает всем экологическим требованиям. В качестве сырья используются отсортированные полимерные отходы потребления и производства: плёнки для бытовой упаковки, пластиковые пакеты, одноразовая посуда, промышленная упаковка, пластиковые ёмкости. Отходы доставляются из мусоросортировочного комплекса г. Тарко-Сале. После открытия сортировочного комплекса в г. Надыме отходы будут доставляться и оттуда. Планируется приём полимерных отходов и от специализированных предприятий Ноябрьска, а также с предприятий ТЭКа.

«В Год экологии призывы по охране окружающей среды находят на Ямале своё реальное воплощение в виде производств вторичной переработки отходов. Сегодня в округе создана вся необходимая правовая база для формирования территориальной системы обращения с отходами. Нами подготовлены поправки в региональный закон о промышленной политике, которые позволят использовать механизмы поддержки (специальный инвестиционный контракт, образование индустриальных промышленных парков) в интересах подобных производств. Мы должны стимулировать их создание и развитие», — отметил председатель комитета окружного парламента по промышленности, природопользованию и экологии Дмитрий Жаромских по итогам посещения объектов.

 

Исправлено грамматических ошибок - 1



Источник: http://nadym-worker.ru/articles/zagryaznyat-prirodu-dolzhno-byt-nevygodno-i-ochen-dorogo
Категория: Ямал | Добавил: Фомичёв (06.05.2017)
Просмотров: 74 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]